Технология выбора профиля

Актуальной тенденцией общего образования является "профилизация" старшей общеобразовательной ступени. В этой связи каждый выпускник основной ступени общего образования стоит перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Однако подростковый возраст – это время интенсивного формирования, становления интересов ребенка, время, когда его интересы больше определяются внешними обстоятельствами, нежели внутренне сложившейся установкой. Данные психологов показывают, что в подростковом возрасте у ребенка отсутствует образ будущего, на основе которого только и возможен осознанный выбор профиля. Далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, и часто выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в профессиональное учебное заведение другого профиля ему будет сложно.

На решение данной проблемы направлена профильная ориентация выпускников основной ступени общего образования. Под профильной ориентацией понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей общеобразовательной ступени.


Выделяют 3 этапа профильной ориентации: 

I этап – пропедевтический. Субъекты профильной ориентации на данном этапевыпускники 8-го класса.

Содержание этапа - выявление образовательного запроса обучающегося.

II этап – основной. Субъекты профильной ориентации на данном этапеобучающиеся 9-го класса.

Содержание этапа - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях.

III этап – завершающий. Субъекты профильной ориентации на данном этапевыпускники 9-го класса.

Содержание этапа - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.


В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка. Опираясь на результаты успеваемости по тем или иным предметам, обучающиеся часто совершают и соответствующий профессиональный выбор.

Кроме того, на профессиональный выбор оказывают влияние родители, которые, не всегда учитывают интересы ребенка и ориентируют его на престижные профессии.

Во избежание ошибочного выбора профиля на пропедевтическом этапе профильной ориентации целесообразно проводить профессиональную диагностику обучающихся, направленную на выявление профиля обучения.

Специалистами МКП «ПРОФИ» УКМО проводится профессиональная диагностика обучающихся с использованием специализированной компьютерной программы "Профориентатор".

"Профориентатор" – автоматизированная программа комплексной диагностики особенностей мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной и психоэмоциональной сферы обучающихся.

Процедура прохождения компьютерных тестов осуществляется на базе общеобразовательных учреждений, основана на On – Line тестировании (доступ в Internet). Специалисты МКП «ПРОФИ» УКМО обрабатывают полученные результаты, систематизируют данные в таблицу результатов по каждому ребенку и предоставляют индивидуальные результаты во время выездов на базу общеобразовательных учреждений, с которым заключены соглашения о сотрудничестве. Полученные показатели интерпретируются в форме групповой (индивидуальной) профконсультации, в ходе которых обучающиеся получают информацию о собственных профессиональных интересах, способностях, индивидуальных особенностях, выраженность которых отражает принадлежность к определенному профилю обучения. Кроме того, специалистами МКП «ПРОФИ» УКМО разъясняется перечень учебных предметов и элективных курсов по профильному обучению, что позволяет выстроить дальнейшие перспективы развития личности и успешно пройти все этапы профильной ориентации, т.е. углублённо изучать профильные предметы и целенаправленно осуществить выбор элективных курсов по соответствующим профилям.

Проанализировав интересы ребенка к изучению отдельных предметов, его успехи в освоении профилирующих предметов, а также результаты профдиагностики можно свести к минимуму вероятность ошибки при выборе профиля обучения.

  

ПОМНИТЕ: окончательный выбор только за вами. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей.

Составляющие выбора профиля


Связь учебных предметов, профилей и профессий

Профильное обучение в средней школе имеет своих сторонников и противников, однако положительная сторона такого формата обучения очевидна. Углубленное изучение определенного набора предметов постепенно моделирует мышление будущего профессионала ещё в школе, способствует личностному росту, да и профессиональная перспектива видится таким ученикам яснее.

Конечно, в профильный класс лучше приходить уже определившись. Ведь вы же хотите не просто усиленно зубрить отдельные предметы, а увлеченно изучать любимые дисциплины! Возможно, в вашей школе нет близкого вам направления: допустим, вам нравится химия и биология, а есть только физико-математический и социально-экономический профили. В этом случае можно довольствоваться компромиссным решением, а можно и поискать учебное заведение, подходящее именно вам! 

Если выбор профиля – непосильная задача, советуем пройти профессиональную психологическую диагностику и получить консультацию специалиста.

При планировании профессионального маршрута используйте таблицу, в которой просматривается связь предметов, профилей и профессий.

Уважаемые любители интеллектуальных игр!

Городской Интеллектуальный Клуб «ИГРА» объявляет прием видеовопросов для знатоков клуба.

Ждем ваши вопросы по адресу:

Иркутская обл., г. Усть-Кут, ул. Речников 44 а, ГИК «ИГРА», тел. 8(39565)5-93-22

или на электронный адрес: oznobikhina.galochka@mail.ru

       ЭМБЛЕМА 
МКУ ДО ЦДО УКМО

Адрес: Россия, 666788, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Речников, 44а, пом. 102
Телефон: 8 (395-65) 5-93-22
Электронный адрес: cdo-44@mail.ru
Часы работы 08:00 - 20:00
Перерыв – 12:30 - 13:30
Выходной: Воскресенье







135